Художники Атырау: Бактыгерей Телеубай

7 мая 2018 в 12:26 6166 просмотров



Почему в Атырау не развивается прикладное искусство? Почему на улицах ужасные скульптуры? Почему предложение областной Ассоциации художников и ремесленников о финансировании специальной программы обучения не нашло понимания у депутатов маслихата?  На эти и другие вопросы отвечает председатель Ассоциации, художник и мастер прикладного искусства Бактыгерей ТЕЛЕУБАЙ.

- Бактыгерей ага, перед началом нашей беседы Вы сказали, что в своё время занимались плетением циновок и созданием гобеленов.

- Да, в советские годы я заинтересовался работой киргизских мастеров и начал заниматься плетением. Надо заметить, в Кыргызстане развитие национального прикладного искусства несравнимо с Казахстаном. Можно сказать, что они лидеры в Центральной Азии по работе с деревом, металлом, шерстью, войлоком, по плетению и так далее. К сожалению, мы с большим запозданием взялись за развитие нашего искусства. Конечно, были и положительные моменты, появились сильные мастера. За последние 15 лет в нашей стране появилось искусство вышивания, которое привезли казахи из Монголии. А ведь это древнее искусство казахов. Вообще весь инвентарь, всё, из чего состоит юрта – это произведения искусства. Казахи в Монголии по сей день пользуются юртами в повседневном быту, а у нас они стоят в качестве экспонатов в музеях и устанавливаются на площадях только в Наурыз.

Справка «АЖ»:
Бактыгерей ТЕЛЕУБАЙ родился в селе Мукур Кызылкогинского района. В 1973 году окончил Алматинское художественное училище им.Гоголя. В 1991-1995 году руководил Атырауским филиалом Союза художников Казахстана. В 1994 году получил республиканский приз имени Махамбета Отемисулы. Создал портреты таких исторических личностей, как Курмангазы Сагырбайулы, хан Абильхайыр, Бокейхан Нуралыулы, Жангирхан Бокейулы, Бейбарыс султан, Есет Котибарулы, Исатай Тайманулы, Махамбет Отемисулы, Дина Нурпеисова – они хранятся в музеях Атырау. Другие его работы хранятся в музеях Алматы, Астаны и в частных коллекциях в Англии, США, Турции.


- На каком уровне сегодня национальное прикладное искусство в Атырау?

- Оно развито очень слабо. Причина в том, что керамисты, ювелиры, ткачи после окончания соответствующих учебных заведений остаются в Алматы, они не возвращаются домой.

- Наверное, молодежь из других регионов тоже стремится остаться в столицах?

- Не совсем так. Например, в Шымкенте и Актау это дело развивается хорошо. В Актау изделия мастеров используют в быту.Я постоянно напоминаю здесь на всех уровнях о необходимости возрождения традиционных ремёсел, но тщетно. Например, Союз ремесленников Казахстана организовывает тренинги и мастер-классы по разным видам прикладного искусства. Такие тренинги проходят во всех областях, но не в нашей. Ещё три года назад я предлагал областному управлению культуры реализовать в нашем регионе эту обучающую программу. Мы с председателем Союза ремесленников составили смету на один год - там 9 миллионов тенге. Однако на сессии областного маслихата мое предложение не поддержали. И в прошлом году предложил - сессия снова не приняла.

- В последнее время наряду с живописью вы занимаетесь созданием небольших скульптур. С чем это связано?

- Скульптурами я заинтересовался ещё во время своей работы в Белоруссии на заводе по изготовлению витражей. Но сейчас этот вид искусства не очень востребован, заказов практически нет. Между тем монументальные скульптуры украсили бы город. А сейчас на некоторые скульптуры в Атырау без слёз не взглянешь. Да, я создаю маленькие скульптуры, которые в большем масштабе, по моему мнению украсили бы наш город. Это мои идеи, воплощение которых, по-моему мнению, украсило бы наш город.

При акиме Бергее Рыскалиеве я участвовал в собрании комиссии по оформлению Атырау, где тогдашний замакима города Адильбек Нурлыгожиев сказал: «Вы не обижайтесь, нам сказали, что мы будем работать только с Алматы». А местных не подпускали. Вы видели, какие скульптуры сделали эти алматинские мастера – овцы, козы, коровы или девушка на коне, только сидит задом наперёд. Раньше казахи так наказывали провинившихся.

Еще один пример.Перед зданием акимата Атырау стоит памятник Айтеке би. Издалека он сильно похож на Жамбыла Жабаева. В 1978 году вышла книга «Национальная одежда казахов», где под снимком старика в чапане и круглом головном уборе написано «Одежда казахов из Жетису». Жамбыл Жабаев - уроженец Семиречья. У нас такой убор не носили. Айтеке  би – из Младшего жуза, и его одеяние должно соответствовать историческим реалиям. Это этнография, это история, это наша культура. В Санкт-Петербурге я видел много снимков биев Младшего жуза в Бокеевской орде – их одеяния ни на чьи не похожи. Национальная одежда заметно различается в Мангистауской, Восточно-Казахстанской областях, в Центральном Казахстане.

И вот поэтому в составе комиссии по оформлению города должны быть этнографы, историки и художники. Всё это передается следующему поколению, ошибок не должно быть, а сейчас уровень профессионализма очень низкий.

- Расскажите об Ассоциации художников и ремесленников «Арбат», которую возглавляете. 

- Она была создана два года назад, но, к сожалению, во многом остаётся только на бумаге. В то время около 40 местных ремесленников пригласили на встречу в областную филармонию тогдашнего заместителя акима области Шынгыса Мукана. Он увидел наши программы, обещал поддержать. Ассоциация планировала проводить выставки, мастер-классы, тренинги с образовательной программой, пленэры. Даже собирались открыть большую мастерскую с выставочным залом. Но не получилось, сейчас почти все мастера прикладного искусства работают дома. Мы искали помещение для ассоциации, Мукан предложил выбрать один из цокольных этажей. Нашли в Нурсае, однако помещение оказалось в залоге. Тут вмешалась прокуратура, и мы почти получили это место, но нам закрыли путь другие люди, и  ничего не получилось. Зря я потратил три месяца, собирая необходимые документы. Теперь хочу донести всё это до акима области Нурлана Ногаева, хочу показать составленную совместно с Союзом ремесленников смету обучающих программ  -  может, власть всё-таки обратит внимание на проблему.



Айнур САПАРОВА

Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ




Новости по теме



Array
Комментирование этой новости отключено по прошествии определенного срока.