Почему не всем хватило учебников?

10 сентября 2015 в 00:00 9028 просмотров

Image 1

На приобретение учебников для школ в этом году областной бюджет выделил 647 млн тенге. Этих денег, по подсчетам специалистов, было достаточно для 100%-го обеспечения всех школьников области бесплатными учебниками. О том, почему к началу занятий не все дети смогли получить свои учебники, сколько минут должен длиться урок у первоклашек и кто отвечает за переполненные классы в школах, мы беседуем с начальником областного департамента по контролю в сфере образования Бектуром КАЛИ.

Image 0

- Бектур Асанханович, в прошлые годы действовало правило, согласно которому бесплатными учебниками обеспечивались дети из малоимущих и многодетных семей. Остальные учащиеся не могли претендовать на полный комплект учебников. В этом году министерство образования и науки неоднократно заявляло с высоких трибун, что до 15 августа все школьники получат книги. Ситуация с учебниками сейчас заметно лучше, чем в прошлые годы, и тем не менее, полный комплект достался не всем учащимся. Кто-то еще ждет отдельных книг по определенным предметам.

- Ранее действовало Правило обеспечения учебниками, утвержденное постановлением правительства РК от 19.02.2003 года №173, где было указано, что в первую очередь учебниками обеспечиваются дети из малоимущих, многодетных семей, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Но этот указ утратил силу еще в 2012 году. И с тех пор шла планомерная работа по обеспечению учебниками всех учеников. Согласно государственной программе развития образования на 2011-2020 годы, к 2015 году все казахстанские учащиеся должны быть полностью обеспечены учебниками. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что в компетенцию местных исполнительных органов входит обеспечение учебниками учащихся и выделение средств на эти цели.

Также существует механизм обеспечения учебниками, утвержденный приказом министерства образования 31 октября 2014 года. Выглядит это следующим образом. Местный бюджет выделяет средства на бюджетный год и выбирает издательство, с которым заключает договор на приобретение книг. В январе министерство образования и науки утверждает список учебников, разрешенных к применению в процессе обучения. Дальше местные исполнительные органы определяют число учащихся, количество нужных учебников и готовят заявку на приобретение книг. В течение января – марта акиматы должны провести конкурс и заключить договоры с издательствами. А в апреле необходимо провести конкурс и выявить компании, которые будут заниматься доставкой учебников из издательства до учебных заведений. И до 10 августа все учебники должны быть поставлены в учебные заведения.

С конца августа и до 7 сентября наш департамент совместно с представителями областного управления образования, областного методического кабинета и СМИ проводили мониторинг школ области на предмет 100%-го обеспечения учебниками. Специально созданный штаб отслеживал ситуацию, и все учебники были доставлены в учебные заведения своевременно. И 15 августа началась выдача книг учащимся. В этом году местный бюджет выделил достаточно средств для полного обеспечения учебниками. Но, несмотря на это, в отдельных школах области некоторых учебников не хватило.

Произошло это по следующим причинам: во-первых, во время подготовки заявки директорами школ не учитывался прогноз увеличения числа учащихся. Заявки подавались по фактическому числу учеников. А, как известно, количество детей в наших школах растет с каждым годом, и особенно много детей в младших классах. Во-вторых, в школах не хватает именно тех учебников, которые были изданы в предыдущие годы, то есть имеет место износ книг, утеря и не возврат книг детьми. В-третьих, в областном управлении образования, в районных и городских отделах и в самих школах не ведется полный учет учебников. Когда мы проводили мониторинг, то убедились, что специалисты не могут назвать точное количество имеющихся у них учебников. Например, в одной школе не хватает учебников математики для 6 классов, а в других - их переизбыток. То есть нужно оперативно реагировать в таких ситуациях. И, конечно, нам нужна единая электронная база учета учебников. Мы были на республиканской августовской конференции учителей, и видели на примере Карагандинской области, какие преимущества дает эта автоматизированная система: сразу видно, где нехватка, где избыток учебников. А иногда родители сами покупают учебники детям, так как не хотят, чтобы они пользовались старыми книгами.

- А какие классы в этом году получили полный комплект новых учебников?

- Учебники переиздаются каждые 4 года. В этом году обновились учебники для учащихся 4, 5, 6 и 11 классов. В следующем году новые учебники получат ученики 1, 7 и 8 классов. По государственному общеобязательному стандарту в 1-4 классах количество учебников на 1-го учащегося составляет11 учебников, в5-9 классах - 22 учебника, в 10-11 классах - 18 учебников.

- Кроме стандартных учебников, есть некоторые пособия, по которым занимаются учащиеся гимназических классов, лицеев, например, учебник математики Петерсон. Обязаны ли школы предоставлять данные книги? Кроме того, учащиеся 1 классов используют на уроках различные прописи, кто должен их покупать?

- Есть перечень учебников, утвержденных министерством, и эти учебники предоставляются бесплатно, а дополнительная литература закупается самими родителями. Но работники школ, районных и городских отделов образования своевременно должны ознакомить родителей с утвержденным перечнем рабочих тетрадей, раздаточных дидактических материалов, хрестоматий и других. А что касается прописей, то в перечень учебно-методических пособий входят рабочие тетради. И в первый раз, при заказе книг, их тоже закупали. Но проблема в том, что рабочие тетради, в отличие от книг, невозможно использовать несколько лет - только один раз. Их необходимо закупать ежегодно, но, видимо, их не включают в заявку. И все же по сравнению с другими областями из нашего бюджета выделили достаточно средств, в связи с чем ни на горячую линию на сайте министерства образования и науки, ни на наш сайт не поступило ни одной жалобы из Атырауской области по поводу нехватки учебников. Только одна благодарность от родителей в связи с тем, что их ребенок впервые за 4 года получил все книги. С жалобами можно обращаться в администрацию школы, а также в местные отделы образования.

- Еще одна проблема, с которой обращаются родители, не относится напрямую к учебникам, но тем не менее, заметно влияет на качество образования. Речь идет о перегруженности школьных классов. Сколько детей должно быть в классе, согласно правилам, кто должен следить за соблюдением этих правил и кто несет ответственность в случае их нарушения?

- Согласно санитарным правилам, утвержденным постановлением правительства РК от 30.12.2011 года №1684, площадь помещения учебных классов общеобразовательных организаций не должна быть меньше 2,5 кв. м на 1 учащегося. При комплектации классов необходимо учитывать эти требования.

Наполненность класс-комплектов зависит также от объема средств, выделяемых местными исполнительными органами на их содержание. Если денег не хватает, то они могут закрыть один класс и объединить его с другим. Как правило, переполненность классов возникает из-за нехватки помещений, учителей.

Проверка соответствия учебных помещений требованиям санитарных норм и правил находится в компетенции департаментов по защите прав потребителей. И именно они определяют степень ответственности руководителей учебных заведений, а также других ответственных лиц.

Если это вина директора школы, который не выполняет свои функциональные обязанности, то наказание понесет персонально он. А если решение данных вопросов не входит в компетенцию директора, а возлагается на местные исполнительные органы, например, выделение достаточных денежных средств, обеспечение достойной материально-технической базы, то привлекается школа как юридическое лицо, и штраф оплачивается из местного бюджета.

Image 2- Родители жалуются, что время начала занятий первоклашек в разных школах разнится, как, впрочем, и продолжительность уроков. В некоторых школах они начинаются в 8.30 и идут по 45 минут, что, нужно отметить, удобно для родителей. В других школах занятия начинаются в 8 утра и длятся по 35 минут. Ребенка нужно забирать в 10.40, что причиняет неудобства родителям. Кто решает данные вопросы - администрация школы?

- Время начало занятий, продолжительность уроков определяется специальными санитарными правилами и нормами, а также типовыми правилами деятельности организации образования, но никак не интересами родителей. В общеобразовательных школах занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра, продолжительность урока не должна превышать 45 минут. А в первых классах количество и продолжительность уроков должно увеличиваться постепенно. Сначала занятия длятся по 35 минут, количество уроков - не более трех. Со второй четверти число уроков увеличивается до четырех. Во втором полугодии у первоклассников уроки должны длиться уже по 45 минут.

- Спасибо за беседу.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото автора и из архива «АЖ»



Новости по теме



Комментирование этой новости отключено по прошествии определенного срока.